Информационно-дискуссионная площадка
27 июля 2023 года бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов» в режиме видеоконференцсвязи принял участие в информационно-дискуссионной площадке по теме «Использование современного оборудования в процессе социально-медицинской реабилитации граждан с РАС и другими ментальными нарушениями», проводимой БУ «Сургутский реабилитационный центр» в рамках деятельности Ресурсного центра социальной реабилитации и социального сопровождения лиц с РАС и другими ментальными нарушениями. В работе ИДП приняли участие представители учреждений социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. От учреждения в информационно-дискуссионной площадке в качестве докладчика приняла участие психолог Мустафина Гульнария Шамиловна, представив презентацию на тему: «Модельная программа по психологическому сопровождению и поддержке граждан, в том числе несовершеннолетних, прибывших из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины». Авторами программы являются Шарифова Ольга Фармановна, заместитель директора и Мустафина Гульнария Шамиловна, психолог. Программа реализуется в учреждении с марта в 2022 года. В программе приняли участие эвакуированные граждане ДНР, несовершеннолетние из г. Макеевка ДНР прибывшие в учреждение на отдых и оздоровление, и семьи мобилизованных граждан (жены и дети) проходившие реабилитацию в учреждении Психологическое сопровождение включает в себя индивидуальные, групповые психологические занятия с проведением аутотренинга, арт-терапии, медитации, музыкотерапии, психогимнастики, игровой терапии, песочной терапии, релаксации, а так же с использованием элементов гештальт-терапии и психодрамы, техники активного слушания, метафорических ассоциативных карт, элементов сказкотерапии На данный момент социально-медицинскую реабилитацию проходят 100 детей из г. Макеевка ДНР, в августе учреждение посетят еще 100 несовершеннолетних. Внимание уделяется индивидуальной работе. Происходит прорабатывание травмы и постепенное «освобождение» от навязчивых воспоминаний и переживаний. Групповые занятия содержат методы, которые дают возможность научиться чувствовать эмоциональное состояние других людей, различать эмоции и управлять ими После каждого занятия проводятся упражнения на релаксацию, где они получают навыки, как с помощью дыхания и расслабления избавиться от напряжения и стресса в трудных эмоционально перегруженных ситуациях
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13.04.2023 года бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов» в режиме видеоконференцсвязи принял участие в информационно-дискуссионной площадке по теме «Нежелательное поведение у детей с РАС. Способы коррекции» на базе БУ «Сургутский реабилитационный центр».БУ «Сургутский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов» представила психолог Мусаева Айгюнь Арази-кызы, которая выступила с докладом «Способы устранения нежелательного поведения и подкрепление новых адекватных форм реагирования ребенка с РАС».
10.03.2023 директор БУ «Сургутский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов» Ася Александровна Шокшина представила Опыт участия поставщиков социальных услуг в независимой оценке качества оказания услуг 2022 года для учреждений автономного округа, подведомственным Депсоцразвития Югры. Методика оценки кач ества условий оказания услуг основывается на 5 основных критериях, каждому из которых соответствует критерий исследования: 1. Информационная открытость и доступность (содержание сайта и информационных стендов учреждения, а также оценка этого содержания получателями социальных услуг). 2. Комфортность (обеспечение комфортных условий, время ожидания получения услуги, а также оценка комфортности условий получателями услуг). 3. Доступность услуг для инвалидов (обеспечение доступа к объектам, возможность получения услуг лицами с ОВЗ наравне с другими и т.д.) 4. Вежливость и доброжелательность работников 5. Удовлетворенность качеством условий оказания услуг. В 2022 году в рейтинге организаций социального обслуживания учреждение находится на 1 месте набрав 100 баллов. В связи с изменениями в нормативно-правовых актах, учреждение не останавливается на достигнутых результатах. Депсоцразвития Югры утвержден план на 2023 год по устранению недостатков, где учреждению необходимо обеспечить повышение условий доступности для инвалидов (в части уже имеющегося оборудования). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 июля 2022 года на базе бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ресурсный центр развития социального обслуживания» состоялась информационно-дискуссионная площадка по теме «Инновационные методы и технологии в работе с детьми раннего возраста».
Хобби-терапия. С помощью этой технологии у специалиста по комплексной реабилитации появляется возможность расположить к себе ребенка, узнать о его увлечениях и интересах. Специалист в игровой форме предлагает ребенку заняться тем, что ему нравится (рисование, лепка, танцы, пение, чтение и др.) Хепенинг. Эта технология подразумевает спонтанными бессюжетными театральными событие. Дети выбирают роли любимых героев сказок и разыгрывают альтернативный сюжет известной сказки. При желании дети сочетают в постановке героев разные сказок. Сюжет разворачивается под контролем специалиста, с помощью наводящих вопросов. Сенсорная коробка - это емкость с любым наполнителем, который только позволит ваша фантазия. Для наполнения коробки используются крупы и песок. Дети окунают руки в наполнитель и с помощью пальцев (тактильных ощущений) выбирают фигурки (это могут быть и фрукты, геометрические фигуры, фигурки животных, для детей постарше – предметы, ассоциирующиеся с определенной сказкой), что способствует развитию воображения. Куклотерапия - метод педагогической и психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра. В постановках участвует взрослый и ребенок. Каждому из них необходимо передать движения и характер куклы. 27 апреля 2022 года бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов» в режиме видеоконференцсвязи принял участие в информационно-дискуссионной площадке по теме «Инновационные технологии и методики диагностики и коррекции внутрисемейных отношений», проводимой БУ «Нижневартовский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов» в рамках деятельности ресурсного центра по развитию ранней помощи детям от 0 до 3 лет, в сфере социального обслуживания. В информационно-дискуссионной площадке приняла участие специалист по комплексной реабилитации Теряева Анжелика Владимировна, выступив с докладом «Реализация проекта детско-родительского клуба «Семья от А до Я» в рамках реализации комплексной программы социально-реабилитационной поддержки семей с детьми «Югорская семья – территория защищенности». С 2015 года специалистами стационарного отделения «Мать и дитя» успешно реализуется комплексная программа социально-реабилитационной поддержки семей с детьми «Югорская семья – территория защищённости», которая помогает эффективно реализовывать мероприятия по гармонизации детско-родительских отношений. Практика показывает, что для действенной помощи семьям по проблемам детско-родительских отношений необходимо осуществлять практическое обучение детей и родителей по вопросам гармоничных взаимоотношений друг с другом. Дети и родители должны помогать друг другу в решении внутрисемейных проблем, делать совместные шаги на пути к решению межличностных конфликтов в семье. Детско-родительский клуб – это одна из форм взаимодействия детей и родителей, суть которой заключается в объединении семьи, организации живого общения членов семьи друг с другом. Тематика встреч выбирается с учетом особенностей и потребностей семьи. Работа клуба строится в нескольких направлениях: - консультативная работа; - проведение проблемных семинаров, круглых столов для взрослых членов семьи; - совместные мероприятия (праздники и дни рождения); - участие в выездных досуговых мероприятиях, творческих мастерских. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность детско-родительского клуба. В 2021 году комплексная программа социально-реабилитационной поддержки семей с детьми «Югорская семья – территория защищённости» вошла в ТОП – 100 лучших региональных проектов Всероссийского конкурса Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка «Вектор детства» в номинации «Поддержка многодетных семей» Детско-родительский клуб «Семья от А до Я» способствует переосмыслению жизненных ценностей и семейных проблем, учит детей и родителей по-новому верить в себя, в собственные силы. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 марта 2022 года бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов» в режиме видеоконференцсвязи принял участие в информационно-дискуссионной площадке для инструкторов по адаптивной физической культуре на тему «Использование адаптивной физической культуры для коррекции поведенческих реакций», проводимой БУ «Сургутский реабилитационный центр» в рамках деятельности ресурсного центра по работе с людьми с РАС и другими ментальными нарушениями.
В информационно-дискуссионной площадке принял участие инструктор по лечебной физической культуре Лекомцев В.В. выступив с докладом «Коррекция адаптивных поведенческих реакций средствами адаптивной физической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов».
В своем докладе Виктор Владимирович рассказал о поведении, типах и структуре поведенческих реакций и навыков у ребенка, озвучил современные подходы к коррекции двигательных нарушений, отметил важные составные части комплексной коррекции детей с проблемами развития.
Аудитории был представлен видеоролик учреждения «Кабинет лечебной физической культуры» с демонстрацией проводимых в нем коррекционных и абилитационных мероприятий с несовершеннолетними получателями социальных услуг.
24 февраля 2022 психолог БУ «Сургутский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов» Д.В. Мостовов принял участие в информационно-дискуссионной площадке на базе БУ «Ресурсный центр развития социального обслуживания» с докладом «Современные способы профилактики эмоционального выгорания родителей детей с ОВЗ и оказание психолого-педагогической помощи».
Денис Владимирович рассказал о факторах возникновения симптомах и стадиях эмоционального выгорания у родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
В Сургутском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов разработан алгоритм профилактической и коррекционной работы с эмоциональным выгоранием родителей, который включает несколько этапов:
1. Диагностический
Сопровождающие несовершеннолетних получателей социальных услуг проходят опрос, анкетирование, при необходимости дополнительное тестирование, для формирования запроса на коррекционную работу, определение целей и ее содержания.
2. Коррекционный
С учетом выявленных признаков психологического неблагополучия специалисты определяют вид, объем и содержание индивидуальной психокоррекционной и консультационной помощи и предоставляют данные услуги в течение курса реабилитации.
3. Профилактический
Вне зависимости от результатов диагностики все родители/законные представители несовершеннолетних включены в проведение тренингов, мастер-классов и семинаров в соответствии с установленным графиком мероприятий.
4. Анализ эффективности работ
В практике работы Центра существуют следующие формы профилактической работы с родителями детей с ОВЗ:
- индивидуальные (психологическое консультирование, психокоррекционная помощь),
- групповые (тематические тренинги, мастерклассы, семинары).
Данные формы работы объединены в программу «Школа ухода», в рамках которой с применением методов и техник сенсорной, когнитивной и арт-терапии проводятся следующие мероприятия:
1. Тематические тренинги (развитие коммуникативных компетенций и навыков бесконфликтного взаимодействия)
2. Мастер-класс по правополушарному рисованию (метод арт-терапии, применение которого позволяет раскрыть творческий потенциал и использовать ресурсное состояния для преодоления последствий стрессовых ситуаций)
3. Мандала-терапия (обучение технике, направленной на гармонизацию эмоционального состояния)
4. Релаксационные занятия в сенсорной комнате (обучение навыкам эмоциональной саморегуляции с помощью дыхательных упражнений и аутосуггестивных техник)
5. Семинары посвященные актуальным проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ (разбор типовых проблемных ситуаций, обмен положительным опытом, формирование адекватных воспитательных и образовательных установок и компетенций)
На заключительных занятиях курса или консультациях для оценки эффективности проведенных мероприятий проводится повторный опрос родителей детей с ОВЗ, предоставляются общие и индивидуальные рекомендации по профилактике эмоционального выгорания.
15 октября 2021
В соответствии с планом мероприятий Ресурсного центра развития социальной реабилитации и социального сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями на базе бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский реабилитационный центр» (далее – Ресурсный центр) 15 октября 2021 года в 14:00 состоялась научно-практическая конференция «Социальная реабилитация и социальное сопровождение детей-инвалидов, молодых инвалидов с РАС».
Опыт работы на коррекционных занятиях, проводимых с детьми с аутизмом представила психолог БУ «Сургутский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов» Титова Александра Андреевна на тему «Применение системы альтернативной коммуникации PECS на коррекционных занятиях при работе с детьми с аутизмом».
Психологами и логопедами Сургутского многопрофильного реабилитационного центра для инвалидов на занятиях с детьми с аутизмом используется система коммуникации для невербальных или функционально невербальных (могут говорить, но не используют речь для удовлетворения своих потребностей) детей. Это система коммуникации обменом изображениями или PECS, разработана в 1985 г. доктором Энди Бонди и логопедом Лори Фрост, которая успешно себя зарекомендовала как системой альтернативной коммуникации и вошел в отчет Национального центра профессионального развития по рекомендуемым методам помощи при аутизме.
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь, а также часто становится единственной возможностью общения и коммуникации для аутичных и неговорящих детей. Эта система состоит из нескольких этапов. Эти этапы основаны на науке о вербальном поведении – области прикладного анализа поведения, которая посвящена всем видам речевого поведения, включая текст, устную речь и все формы коммуникации.
Целью системы PECS является обучение навыкам коммуникации детей и использованию картинок для просьб, комментариев и описаний.
Основными задачами системы являются формирование мотивации к общению, совершенствование понимания речи, развитие коммуникативных навыков, стимулирование речевой активности.
Во время занятия постоянно, контролируется наличие и состояние 7-ми основных категорий, аутичного ребенка:
-
эмоции и зрительный контакт;
-
коммуникация;
-
жесты;
-
звуки;
-
слова, звукоподражания;
-
понимание;
-
использованием предметов.
Для каждого ребёнка набор средств индивидуален и должен подбираться с учётом его психофизических особенностей. Однако практикующий опыт показал применение таких средств альтернативной коммуникации, как карточки PECS, показывает значительные успехи в развитие речи и социализации ребёнка.
Нужно отметить, что универсальных средств и форм обучения детей с ментальными нарушениями нет. Для каждого ребёнка набор средств индивидуален и должен подбираться с учётом его психофизических особенностей. Однако практикующий опыт показал применение таких средств альтернативной коммуникации, как карточки PECS, показывает значительные успехи в развитие речи и социализации ребёнка.
17 февраля 2021
В соответствии с планом мероприятий Ресурсного центра развития социальной реабилитации и социального сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями на базе бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» 17 февраля 2021 года состоялась информационно-дискуссионная площадка для инструкторов по адаптивной физической культуре.
К участию в мероприятии были приглашены специалисты, работающие с детьми с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Круглый стол проводился в режиме видеоконференцсвязи.
С докладом выступил инструктор-методист по лечебной физической культуре БУ «Сургутский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов» Лекомцев В.В. на тему «Адаптивная физическая культура при расстройстве аутистического спектра (РАС) и других ментальных нарушениях».
Во всём мире АФК является неотъемлемой частью комплексного лечения практически всех заболеваний.
В учреждении занятия по адаптивной физической культуре начинаются с того, что ребенку уже знакомо, и что он уже умеет выполнять. Новый материал вводится постепенно учитывая особенности ребенка и его интересы, чтобы не вызвать негативные реакции на занятия или полный отказ от них.
В процессе занятий специалистами соблюдается график проведения и четкая структура: ритуалы приветствия и прощания, порядок выполнения упражнений на занятии и т.д.
Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы. В ходе занятий задействована работа мышц, которая способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций организма.
Специально подобранные упражнения положительно влияют на организм ребенка в целом, развивают двигательные умения и навыки.
Одной из конечных целей программы адаптивного физического воспитания детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями является обучение ребенка, выполнять упражнения без помощи взрослых.
В настоящее время в центре разрабатывается комплексная реабилитационная программа для детей данной категории, реализация, которой позволит сформировать у детей основные двигательные навыки и умения, а также способствовать гармоничному и эффективному развитию.
26 ноября 2020
Во исполнении приказа Депсоцразвития Югры от 10.11.2014 № 765-р «Об организации информационно-дискуссионной площадки» 26 ноября 2020 г. БУ «Сургутский центр социального обслуживания населения» принял участие в информационно-дискуссионной площадке на тему «Профилактика профессионального выгорания специалистов учреждений социального обслуживания», проводимой БУ «Ресурсный центр развития социального обслуживания».
С докладом выступила психолог БУ «Сургутский центр социального обслуживания населения» Титова А.А. на тему «Профилактика профессионального выгорания специалистов бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский центр социального обслуживания населения».
В учреждении психологами разработана и реализуется программа по профилактике профессионального выгорания «Гори, но не сгорай».
Цель данной программы: профилактика возникновения и снижение уровня синдрома профессионального выгорания у работников учреждения.
Программа долгосрочная, реализуется в течение года. На входном контроле проводится диагностическое исследование «Диагностика профессионального выгорания MBI» (К. Маслач, С. Джексон). В ходе работы по снижению профессионального выгорания используется как групповая, так и индивидуальная форма работы. По результатам проведенной работы проводится контрольное тестирование.
Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях скорее всего невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей.
Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей, и жизни вообще.
17 июня 2020
17 июня 2020 г. БУ «Сургутский центр социального обслуживания населения» принял участие в информационно-дискуссионной площадке «Современное оборудование как средство повышения эффективности процесса реабилитации и социализации несовершеннолетних», проводимой БУ «Ресурсный центр развития социального обслуживания».
С докладом «Применение реабилитационного оборудования в БУ «Сургутский центр социального обслуживания населения», как средство повышения эффективности процесса реабилитации и социализации несовершеннолетних» выступила Шарифова О.Ф., заведующий отделением психологической помощи гражданам.
В своем выступлении Ольга Фармановна рассказала о новом реабилитационном оборудовании. В число приобретенного оборудования входит сенсорно-динамический зал «Дом Совы», сенсорная комната, оборудованная по методике Марии Монтессори, Интерактивный стол, Интерактивная песочница.
Важной частью оздоровления получателей социальных услуг является водолечение. С помощью бальнеологического оборудования проводятся релаксационные процедуры, нормализуется психофизическое состояние снимается стресс.
Для лечения и профилактики заболеваний нервной системы, опорно-двигательного аппарата, органов дыхательной системы учреждением приобретены четырехкамерная гидрогальваническая ванна и душевая кафедра (душ Шарко, циркулярный душ). Для проведения массажа, исключающего контакт с водой, приобретена бесконтактная гидромассажная ванна.
При проведении реабилитации и абилитации опорно-двигательных функций получателей социальных услуг в учреждении применяется имитатор ходьбы Имитрон. Тренажер вырабатывает моторную привычку держать ноги в правильном положении и поддерживает адинамичные конечности.
Приобретенное реабилитационное оборудование способствует повышению качества предоставления социальных услуг.